Дмитрий Петруша: «Я ни в одной машине не чувствовал себя так комфортно, как в BMW 5 модели».

Дмитрий Петруша не привык сидеть на месте. Он постоянно открывает новые горизонты, сохраняя баланс работы, семьи и хобби. Дмитрий ходит в горы, ныряет в прорубь, катается на лыжах и сноуборде, увлекается китайским чаем и плавает на байдарке по Байкалу. Все эти разносторонние увлечения позволяют ему легко справляться с разноплановыми задачами, которые он ежедневно решает на работе. Ведь белорусам Дмитрий больше известен как гендиректор крупнейшей торговой сети строительных материалов и инструментов «ОМА». В интервью «BMW ЖУРНАЛ» Дмитрий Петруша рассказал о своем первом автомобиле, отцовском «Москвиче», философии бизнеса, а также о том, за что он любит BMW.

Первые уроки вождения

- Дмитрий, вы помните свой первый автомобиль?

- Это были советские «Жигули», купленные на первые заработанные деньги в начале 1990-х. Главным критерием выбора тогда был «омыватель с моторчиком». Когда я пригнал машину домой, оказалось, что половина крыла была из пластилина и вывалилась, поэтому пришлось его ремонтировать. Однако машина долго служила сначала мне, а затем моему отцу.

- Вы с детства мечтали о машине?

- Да, как и любой мальчик, который в детстве играет с машинками. К тому же мой отец был водителем, и я часто ездил с ним на грузовике. Я научился водить, глядя, как он управляет автомобилем, задолго до получения прав. Не помню точно, когда впервые сел за руль, но помню, как без спроса взял отцовский «Москвич» по просьбе крестной. Она училась на курсах вождения и еще не умела ездить на задней передаче, поэтому из двора выехал я. Потом мы еще катались по деревне, и я учил крестную переключать передачи. Мне было лет 12–14, и это был мой первый опыт самостоятельного вождения и одновременно осознания того, что так делать нельзя. Думаю, не нужно говорить, насколько разозлился отец.

- В те времена автомобиль был для вас скорее роскошью или средством передвижения?

- Я не скажу, что «Москвич» был роскошью. Потому что машину, в которой все продувается и замерзает, назвать роскошью не поворачивается язык. Это, скорее, было просто средство передвижения, которое больше напоминало мотоцикл.

- Вы получили права сразу после того, как вам исполнилось 18 лет?

- Нет, после армии. Меньше всего любил теорию, предпочитая вождение, а любимым препятствием была эстакада. Мне нравилось на ней стоять, трогаться. Эстакада — это поездка в неизвестность, когда едешь вверх и ничего не видно. Интересно удерживать машину без тормоза на сцеплении и газе и сохранять баланс.

- Какими были ваши эмоции, когда вы купили первую машину?

- Это было настоящее счастье, ведь я купил ее за собственные деньги. И от тех «Жигулей» остались самые теплые воспоминания, хотя в дальнейшем у меня были разные машины. Приятно стать обладателем автомобиля не потому, что это престижно, а потому, что он помогает тебе решать жизненные вопросы. Я относился к первой машине с большой любовью, держал ее в чистоте и порядке.

Быстрорастущий ребенок

- Сегодня вас знают как генерального директора торговой сети строительных материалов и инструментов «ОМА». С чего начинался ваш карьерный путь?

- Путь к любой работе очень часто лежит в тех плоскостях, о которых мы даже не подозреваем. Я окончил Белорусский государственный институт народного хозяйства (сейчас Белорусский государственный экономический университет — прим. автора) по специальности бухгалтер. В студенчестве мы ходили в «Звездные походы» по местам боевой славы, видели, как в них проявляются люди. В походах меня заметили ребята, которые учились на четыре года старше. Окончив вуз, в один прекрасный момент мы нашли друг друга, и эта встреча изменила мою жизнь. В то время я работал ревизором в Министерстве юстиции, и меня пригласили в компанию, где работали три человека. В министерстве мне было уже неинтересно, поэтому ушел, хотя зарплата на новом месте была меньше. Это был 1992 год, и так я попал в бизнес. В следующем году «ОМА» исполнится 25 лет, и я нисколько не жалею о своем решении.

- Каким был ваш первый офис?

- Я его хорошо помню. Офис находился в обычной квартире из нежилого фонда напротив чебуречной. Это были интересные времена, потому что у нас были большие возможности, хотя и не было денег. В 1990-е рынок проглатывал все подряд, он был абсолютно пустым. И тогда все, кто имел деньги, могли очень быстро построить бизнес. Но делать бизнес быстро — очень опасно, если ты к этому не готов. Его можно сравнить с ребенком, который стал высоким, еще не научившись управлять своим телом. Пока навыки координации не отработаны, ему очень сложно, более того, он может навредить сам себе. Так и бизнес. Из-за быстрого взлета, который произошел без подготовки, шальные деньги испортили очень многих. Одни предприятия развалились на старте, другие распались из-за того, что партнеры не могли договориться друг с другом. А те, кто медленно двигался, выжили и успешно продолжают работать.

- А как вам удалось поставить на ноги этого быстрорастущего ребенка?

- В том-то и дело, что мы росли не быстро. Мы не изменили своему бизнесу, а продолжали поступательно его развивать. В начале 1990-х открывалось много предприятий в сфере общепита, и они стремительно наращивали обороты. Но мы выбрали свой путь. Сначала поставляли инструменты как оптовая компания, потом потихоньку развили безнал, а после этого розницу. И сегодня продолжаем совершенствоваться.

Философия бизнеса

- Дмитрий, поделитесь секретом, как построить успешный бизнес?

- В бизнесе все говорят о результате, но никто не говорит, как его достичь. Если соединить бизнес и внутренний настрой, тогда понимаешь, откуда берется результат. Как говорил О. Генри, «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу». От нашего внутреннего состояния зависит то, что мы будем делать и как отреагируем на ту или иную ситуацию. Одно и то же действие в разных состояниях духа вы совершаете по-разному. Поэтому главное, чтобы люди были настроены «на одну волну», чувствовали одинаковую ответственность за свои действия. Тогда компания работает слаженно и четко.

- Вы пришли к этой идее в 1990-х?

- Нет, совершенно недавно. В 2007 году я на несколько лет ушел работать в небольшую литовскую компанию управления частным капиталом и недвижимостью. А когда в конце 2011 года вернулся в «ОМА» в качестве генерального директора, в моем подчинении оказались 1600 человек, и с этими объемами нужно было как-то справляться. Я понял, что если не настраивать в компании систему внутренней ответственности, придется самому работать за всех — никто без тебя никаких решений не примет и ничего не сделает. А общий настрой, на мой взгляд, делает работу интересной. Люди с удовольствием расширяют зону своей ответственности.

- За какой срок вам удалось настроить компанию?

- Это постоянный процесс. Когда вы участвуете в марафоне, то преодолеваете разные по сложности отрезки пути, и если вас кто-то обогнал, важно понимать, почему это случилось. Отрезки, на которых происходит смена лидера, заставляют развиваться, совершенствовать тактику и стратегию. В то же время, если постоянно держать лидерство, можно переоценить свои силы и потерять точку отсчета.

Бизнес — это своего рода марафон, который не имеет финиша, если только собственники не хотят его переориентировать. В нем есть финиш только вашего состояния, в котором лично вы способны работать эффективно на конкретной должности. Важно уметь почувствовать, что пора сменить деятельность и взять на себя другие задачи, вовремя уступив дорогу молодым.

Так вот, когда вы выстраиваете компанию, необходимо создать такие условия, чтобы с человеком не приходилось расставаться, когда он устанет, важно предложить ему тот функционал, в котором он останется эффективным, если сам этого захочет.

- Вы как управленец получили эту философию со стороны либо почерпнули из личного опыта?

- Любую философию можно почерпнуть только из опыта — своего или чужого. В чужой опыт нужно верить, а свой — понимать. Сначала мы опираемся на чужой опыт, в который верим, а потом получаем свой и движемся дальше. Многие в чужой путь не верят и строят все на своих ошибках. Ведь ситуацию в компании меняет не приглашенный тренер, а люди, которые в ней работают. Это как машина. Вы можете сколько угодно говорить, как хорошо она едет, но пока водитель сам не сядет за руль, он ничего не поймет. Тренер рассказывает, что нужно делать с машиной, но управлять ею придется вам. Если за руль сядет он, то вы, конечно, прибудете из точки А в точку Б, но опыта не получите.

- Какие требования вы предъявляете к сотруднику при найме?

- У каждого сотрудника есть определенные способности и каждый может приносить пользу, находясь на своем месте. И важно выявить эти способности и поставить перед человеком соответствующие цели. Но командой их делают общие ценности и задачи. Именно они позволяют выживать в трудных ситуациях.

Поэтому, как правило, начиная развивать бизнес, мы подбираем людей в соответствии со своими убеждениями. Иногда случается так, что потом люди расходятся. Не всегда из-за денег — просто выясняется, что ценности у них разные, а расхождения во взглядах на финансы выступают как повод. Если вас объединяет только материальное, происходит страшная вещь — когда вы теряете деньги, вы теряете все. Когда вы опираетесь на нечто большее, вы движетесь дальше, что бы ни случилось, и в итоге достигаете успеха.

Великолепная «пятерка»

- Говоря о философии бизнеса, вы упоминали машины. Как получилось, что вы выбрали BMW?

- Это было непростое решение. Мне давно нравились BMW — эти автомобили меня почему-то притягивали. В 2006 году я приехал на автовыставку и сел за руль «пятерки». Этого оказалось достаточно, чтобы понять, что BMW — машина, в деталях продуманная для удобства водителя. Автомобиль вобрал опыт и пожелания огромного числа водителей. Это не просто средство передвижения, а средство передвижения со смыслом.

Сев в BMW, я испытал те же эмоции, что при выборе своего первого автомобиля. Только если раньше для меня был важен омыватель, то здесь появились критерии иного уровня. Ведь самое главное, чтобы автомобиль справлялся с тем функционалом, который вам нужен, и «пятерка» полностью соответствовала моим потребностям.

Я стал искать обоснования для покупки BMW, звонить друзьям и знакомым за пределы Беларуси, которые ездили на таких машинах. В итоге сделал свой выбор — у меня появилась 5 модель BMW с 2,5-литровым двигателем.

- Из каких принципов вы исходили при выборе BMW?

- Я задал себе вопрос: «для чего ты покупаешь машину? куда ты будешь ездить? сколько?» Главным критерием в выборе стал комфорт, потому что моя работа требовала множества поездок. Второй критерий заключался в том, чтобы испытывать как можно меньше стрессов при совершении маневров: обгонов, перестраиваний. Был нужен автомобиль со «взрывным» элементом, чтобы меньше уставать в дороге. Так я выбрал BMW.

- А какая машина у вас была после этого?

- Снова пятая модель. Я подошел к выбору без фантазии, но это была очень хорошо укомплектованная пятая модель. В ней был 3-литровый двигатель, спортивная подвеска, доворот задних колес. Одним словом, я действительно испытывал удовольствие от вождения, однако при этом никогда не водил агрессивно. В машине для меня все-таки важно ее главное назначение — добраться из пункта А в пункт Б и при этом чувствовать как можно меньше усталости.

Качество костюма

- Вы сказали, что когда впервые сели в «пятерку», почувствовали, что в этой машине все продумано за вас. Что именно вас впечатлило?

Когда вы покупаете костюм, то сталкиваетесь с большим количеством брендов. Однако не каждый из них дарит вам комфорт. Можно купить костюм только ради бирки, а можно ради удобства. Я сидел за рулем разных автомобилей премиального сегмента, однако ни в одном из них не чувствовал себя так комфортно, как в BMW 5 модели. Этот «костюм» сшит идеально для меня. BMW соответствовал тому, что было нужно именно мне, он полностью отвечал функциям, для которых мне был нужен автомобиль, и при этом в нем не было избыточных элементов, за которые пришлось бы переплачивать.

- Как вы стали клиентом АВТОИДЕЯ? И что вас привлекло в этом дилерском центре?

- До недавнего времени я обслуживал машины в Литве, потому что там клиентоориентированность была гораздо выше. Мне предлагали то, чего не могли предложить здесь, а я ценю качественный сервис. Поэтому, когда в Минске открылся новый автоцентр «АВТОИДЕЯ», где я увидел хорошее и правильное отношение к клиенту, которого не встречал на других белорусских станциях, я с удовольствием сюда перешел.

- Вы согласны с тем, что характер автомобиля соответствует характеру владельца? Вы ведь все-таки не случайно выбрали BMW?

- Да. У BMW очень напористый характер. Уверенному человеку не нужно ничего доказывать. Так и с автомобилем. Если взять BMW, какой бы там двигатель ни был, это машина уверенная. Она очень точно и четко держит дорогу. Ты знаешь, что она всегда отдаст тебе все, что имеет — разгон, торможение, вход в поворот.

Мне нравится ее сдержанный лаконичный дизайн, эта машина просто хорошо сложена, как профессиональный атлет. Она говорит: не нужно делать из меня кумира, я просто такая, какая есть, и соответствую тому, что у меня внутри, а это — хороший салон, правильное рулевое управление, мотор… Все отлично подобрано.

BMW позволяет чувствовать себя внутри очень защищенным. Создатели этого автомобиля настолько хорошо подумали об эргономичности, что в нем есть все необходимое и нет ничего лишнего.

                        


Как нас найти Обратная связь Запись на Тест драйв Запись на сервис
Наверх